От этюда к картине. Открытие

14 января (сб) в 15:00 в галерее "Крыша" пройдет открытие выставки живописных работ сотрудника реставрационной мастерской ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимира Черемхина и художника Николая Козочкина, выпускника ВХУТЕМАС, мастера портрета и пейзажа. Ждем вас!

▼ Подробнее о выставке, биография художников

КОНЦЕПЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ «ОТ ЭТЮДА К КАРТИНЕ»

На выставке будут представлены живописные работы двух московских художников, относящихся к разным поколениям. В состав экспозиции войдет около 70 произведений (картин и предварительных этюдов), большинство из которых имеет небольшой формат.

Предполагается выставить около 20 живописных композиций Н.С. Козочкина, относящихся к позднему периоду его творчества – 1940-м – 1950-м годам. Все они находятся в частной коллекции, некоторые были специально отреставрированы для этой выставки. Известные нам работы Н.С. Козочкина 1920-х–1930-х годов в советское время были «разбросаны» по музейным собраниям всей страны и поэтому не могут быть экспонированы. Отобранные композиции относятся к его любимым жанрам – это натюрморты, интерьеры, пейзажи, портреты. Этюды Н.С. Козочкина позволяют проследить весь процесс его поисков окончательной композиции и общей колористической гаммы картины, которая всегда является результатом детальной разработки и внимательного, сосредоточенного изучения натуры.

На выставке будет также представлено около 50 картин и этюдов В.И. Черемхина, относящихся к периоду 1980-х - 2000-х годов. Его этюды 1980-х- 90-х г.г. – это «путевые заметки», многие из них были выполнены во время командировок и экспедиций. Более поздние (2000-е г.г.), по сути дела, являются процессом поиска композиции, цвета и художественной формы. Намеренно уходя из объемного мира в плоскость, художник пытается сформировать собственное представление о картине. Его особенно интересуют пейзажный и натюрмортный жанры. Он часто использует этюды прошлых лет, многократно возвращаясь к заинтересовавшему его мотиву.

У каждого художника свой формат этюда и картины. Этюды Н.С. Козочкина 15 х 19 см («Тимирязевский парк), 22 х 33 см («Листопрокатный цех») продиктованы размером его этюдника средней величины. Формат его двух картин 1940-х – 1950-х гг. – ок. 80 х 120 см («Листопрокатный цех» и « Кабинет В.И.Ленина и комната Н.К.Крупской в Горках»). В.И. Черемхин работает в другом масштабе; он постепенно перешел к малоформатному этюду, что было вызвано переходом к работе с маленьким этюдником, который удобнее было брать с собою в поездки по стране. Его экспедиционные этюды начала 1980-х годов имеют средние размеры (35 х 50 см). Этим же размером определяются законченные работы 1990-х годов («Андроньевский монастырь», «Стул»). В середине 1980-х художник приобретает маленький этюдник и работает в размере 11 х 16 см уже постоянно. Законченные работы 2000-х годов также становятся меньше (20 х 24 см «Розовый мост», 23 х 23 см «Портрет»). Маленькие этюды, которые предполагается экспонировать на выставке, смонтированы по два на цветные «планшеты» и объединены темами и общим колоритом и тоном паспарту. Деревянные рамы отдельных работ тоже выкрашены в цвет и тон, «собирающий» живопись.


Козочкин Николай Сергеевич

1899 -1961

Николай Сергеевич Козочкин – живописец, ученик А.Е. Архипова. Родился 2 августа 1899 года в Москве в рабочей семье. Отец художника был слесарем, мать - катальщицей обоев, в советское время она активно участвовала в общественной жизни - была избрана депутатом Моссовета и работала там под руководством А.Д. Калининой в Чрезвычайной комиссии по борьбе с беспризорностью. Он увлекается рисованием в детстве, в период учебы в Городском народном училище имени императора Александра II. В 1913 году, по окончании школы, он посещает вечерние классы Стро­га­нов­ского учи­лища тех­ни­че­ского рисо­ва­ния, и уже на следующий год поступает на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где в то время преподавали В. Н. Бакшеев, Н. А. Касаткин, А. М. Корин, Н. А. Клодт, К. Н. Горский. На младших курсах он обращает на себя внимание маститых педагогов как одаренный живописец. Поэтому в 1917 году Н.С. Козочкина переводят в «головной класс» уже на художественное отделение, где его учителями становятся А.Е. Архипов и К.А. Коровин, оказавшие большое влияние на формирование творческой личности художника. С А.Е Архиповым его связывают теплые, дружеские отношения. Однако обучение в МУЖВиЗ продлилось недолго. Увлеченный революционными событиями, Н.С. Козочкин вступает в РКП(б) и с 1919 года работает по заданиям партии в разных организациях. По партийной мобилизации он был направлен политработником на Юго-Западный фронт. В рядах рабоче-крестьянской Красной армии он прошел всю Гражданскую войну, не забывая о своем главном призвании. Н.С. Козочкин продолжает работать как художник, пишет этюды, делает зарисовки, занимается художественным оформлением культурно-политических мероприятий. В 1922 году он был демобилизован и направлен для продолжения учебы в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые окончил в 1924 году по мастерской А.Е. Архипова.

В мае 1923 года Н.С. Козочкин впервые представляет свои работы на последней, 48-й по счету, экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), проходившей в Москве. После завершения учебы он активно вливается в творческую жизнь столицы, участвует в ряде крупнейших художественных объединений – АХРР (Ассоциация художников революционной России), АХР (Ассоциация художников революции), ОХР (Общество художников-реалистов), Союз советских художников, группе «Бытие». Н.С. Козочкин работает в разных жанрах, в том числе, и в близкой ему военно-революционной тематике. Вместе с Ф.Ф. Федоровским в 1920-е годы создает проекты костюмов для Большого театра. Картины Н.С. Козочкина часто экспонируется на групповых выставках в стране и за рубежом. Работы, экспонированные весной 1925 года на выставке «Бытия», обращают на себя внимание народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, который упоминает художника в статье «На выставках», опубликованной в «Известиях ВЦИК». В 30-е годы Н.С. Козочкин вместе со своим другом Ф.С. Богородским много ездит по стране, посещает Самарканд.

Преподавание живописи стало еще одной из граней творческой личности художника. В 1936 - 1940 году он преподает в школе граверов на фабрике «Детская книга», с 1941 по 1949 год - в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, в 1951 – 1953 - в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском).

В период с 1939 по 1952 год жизнь художника была тесно связана с Мураново, куда он переезжает вместе со своей женой Еленой Ивановной. Н.С. Козочкин создает здесь множество лирических пейзажей, а к числу его любимых жанров прибавляется усадебный интерьер. Большинство этих работ хранится в настоящее время в Музее «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева». Козочкины помогают музею, Николай Сергеевич реставрирует мебель, а Елена Ивановна проводит экскурсии. В 1952 году семья опять переселяется в Москву.

Художник скончался в 1961 году в Москве. В настоящее время его работы хранятся во многих музеях страны и бывших союзных республик – в Государственном Русском Музее, Музее МХАТ, Музее современной истории России, Центральном музее Вооруженных Сил, Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого (г. Нукус), Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Чувашском государственном художественном музее и др..


Черемхин Владимир Ильич

Владимир Ильич Черемхин – московский художник-реставратор. Родился в 1953 году в Калининграде, в 1954 году семья переехала в Москву. Родители работали на Машиностроительном заводе имени М. В. Хруничева. Учился в средней школе № 540, после уроков дополнительно занимался в рисовальном кружке, которым руководил Григорий Семенович Якунчиков, посещал кружок при ЖЭКе, где преподавал Лев Николаевич Ухтомский. Занимался в скульптурной студии в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах, где были педагогами Александр Васильевич Попов и Борис Константинович Орлов. В старших классах посещал Детскую художественную школу № 4 в Тушино, которую возглавлял живописец Борис Николаевич Безикович.

В 1971 году окончил школу и был призван на службу в Советскую Армию. После демобилизации продолжил художественное обучение. В 1974 году поступил на Отделение подготовки мастеров Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского), которое окончил в 1976 году, получив квалификацию мастера обработки камня 4-го разряда. Параллельно с учебой на ОПМ МВХПУ занимался в вечерних рисовальных классах МГАХИ им. В.И. Сурикова и студии живописи ЦДКЖ. В 1977-м поступил на вечернее отделение МВХПУ, которое окончил 1983 году по кафедре «Художественное проектирование мебели».

В 1976 году поступает в отдел реставрации Центрального музея Революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России) и начинает обучаться профессии, которая становится в дальнейшем главным делом жизни. В 1978-м переходит в ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря, где работает под руководством выдающегося реставратора скульптуры Аркадия Сергеевича Антоняна, которого считает своим учителем. С 1980 года неоднократно участвует в археологических экспедициях в Средней Азии – в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане и Южном Казахстане. С 1996 года работал в ГосНИИРе, а с 2001 – в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Параллельно с профессиональной деятельностью В.И. Черемхин продолжает заниматься живописью. Его любимыми жанрами стали пейзаж и натюрморт. Художник принимал участие в выставках, организуемых молодежной секцией МОСХ. Представлял свои живописные работы на экспозициях творческих работ реставраторов ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря и сотрудников ГТГ. В 2011 году экспонировался на выставке «Город, который мы проходим мимо» в Зверевском центре современного искусства.


#выставка #художники #открытие #реставрация #живопись #портрет #пейзаж #картина #этюд #ВладимирЧеремхин #НиколайКозочкин

Популярное
Недавние публикации