Вячеслав Николаевич Козлов

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

 

1923 г. В. Н. Козлов родился в п. Максатиха Калининской области 18 марта.

1941-1945 г.г.   Участие на фронтах Великой Отечественной войны.

1945-1947 г. г.  Служба в Советской Армии

1947-1952 г. г.  Учился в Московском текстильном институте на факультете прикладного искусства. (Диплом с отличием).

1962 г. Участие в Московских и республиканских выставках.

1963 г. Персональная выставка живописи и графического рикунка в ЦДРИ.

1968 г. Вступил в члены Союза художников РСФСР.

1982 г. Групповая выставка Московских художников-живописцев (Козлов В.Н., Лазыкин Л., Парамонов А., Сафохин А.).

.

Формирование художника всегда определялось идейными тенден­циями времени и средой, в которой он работал и воспитывался.

Советское искусство прошло сложный путь становления. Соци­альное переустройство общества, развитие декоративно-прикладного искусства, появление новых видов искусств (цветное панно, фото­графия и т. д.) неизбежно приводит к поискам новых выразительных средств.

В свое время появление импрессионизма вызвало небывалый общественный шум - негодование и восторг вокруг художников «Сало­на независимых» во Франции. Новое видение рождало новую палитру красок через настойчивое, углубленное изучение «пленера». В борьбе с академическим натурализмом возникали проблемы обобщения и лаконизма, поиски декоративности в изобразительном искусстве. Мно­гие прогрессивные художники нашего времени пошли решать эти проблемы в институты прикладного искусства, где задачи комплексно­го, синтетического искусства требовали нового подхода, сопряженного метода обучения.

Среди имен прекрасных художников и замечательных педа­гогов, закладывавших основы школы прикладного искусста в Москов­ском текстильном институте были: С. Герасимов, А. Куприн, А. Дейнека, А. Федоров-Давыдов, П. Пашков, Л. Бруни, В. Шугаев, М. Хвостенко, Л. Маяковская и многие другие.

Из активных и принципиальных продолжателей традиций этих мастеров следует отметить Вячеслава Николаевича Козлова (ныне профессора), о котором и пойдет речь в связи с его персональной выставкой в институте.

При разработке методов ведения тех или иных художественных дисциплин на кафедрах факультета возникало много споров, и Вячеслав Николаевич всегда активно поддерживает смелые новые ини­циативы, направленные на совершенствование и специализацию школы текстильного института.

Задумываясь об определении декоративности в живописи, я должен заметить, что хорошей живописи вне решения этой проблемы не бывает; и Рубенс декоративен в своих живописных решениях, и Суриков, который усиливал цвет в своих сложных исторических композициях.

Живопись В. Н. Козлова правильней назвать декоративной или точнее декоративно-орнаментальной, что естественно для заведующего кафедрой художественного оформления текстильных изделий. В своей творческой практике он решает те же методические проблемы, ко­торые ставит и перед студентами. Такой опыт повышает и мето­дическое мастерство и в то же время помогает находить своеобраз­ную новую форму в живописи.

Орнаментально-декоративная направленность в живописи этого художника подтверждается его же высказываниями; в каталоге груп­повой выставки 1982 года он писал: «Хочется отметить одно интересное, на мой взгляд, явление в природе, которое всегда привле­кало мое внимание. Заметность светлот или темнот какого-то цвета в мотивах пейзажа или натюрморта придает им особую узорность и выразительность. В одном мотиве эта особенность проявляется четко и определенно, в другом она скрыта и завуалирована, но она всегда есть в природе, и очень важно, чтобы художник её чувствовал и стремился передать».

Творчество художника определяется самим существом его чело­веческих качеств, его мировоззрением, видением мира; оно всегда отражает его чувства и стремления.

Увидеть окружающую действительность глазами художника активно образно-ассоциативно - первейшая задача искусства.

Живопись В. Н. Козлова строится на богатом чувстве цвета, через противопоставление теплых и холодных или контрастных от­тенков того или иного цвета; при этом ему удается раскрыть колористическую сущность и образный смысл взятой темы. Вместе с тем художнику присуще чувство современности. Семь лет отданы им защите отечества. С 1941 по 1945 г. г. он участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны, затем в боях с Японскими захватчиками; имеет правительственные награды: Орден Красной Звезды, медали «За Отвагу». Эти годы нашли в последствии отраже­ние в автобиографической картине «Переход через Большой Хинган» 1969 г.

«Долгие годы фронтовой жизни,-вспоминает В. Козлов,-заста­вили по-своему посмотреть на родную природу. Израненная и иска­леченная вражескими снарядами и бомбами, она вызывала острое чувство жалости и сострадания, и тем прекраснее она становилась в своей первозданной красоте». Тяготы войны, контрастная смена впе­чатлений, тоска по спокойной красоте потянули художника к теме пейзажа, его величию по содержанию и богатству цветовых возмож­ностей, разных колористических состояний.

Так в последние годы главным направлением творчества В. Н. Козлова является тема городского пейзажа, прежде всего го­родов Москвы и Ленинграда. Принципы живописного решения этой темы не ограничиваются только поисками колористических решений,

они включают и сложные композиционные задачи.

Работы 1984 года «Праздничный салют», «Площадь Свердлова», «Весна на Тверском бульваре», а также более ранние работы (Ленин­град 1974 г.) показывают, что задачи, поставленные художником, решаются успешно, убеждают в профессиональном мастерстве и творческом росте мастера.

В. Козлов как художник обладает способностью видеть и решать задачи искусства во времени. Проблемы обобщения образа, решение цельной формы, ограничение тонального диапозона, богатство живописного языка, его фактурное выражение, наконец, проблема отбора средств выражения дает нам право рассматривать его живо­пись как самостоятельное интересное явление искусства.

Вячеслав Николаевич Козлов находится в расцвете творческих сил и возможностей, и мы вправе от него ждать дальнейших твор­ческих успехов в его благородном деле.

 

Профессор живописи

Народный художник РСФСР                                                                                   Ф. В. Антонов.

12.10.84

Плес. Центральная площадь
Плес. Центральная площадь

1983

Весна на Тверском бульваре
Весна на Тверском бульваре

1984

Вечер на Москве-реке
Вечер на Москве-реке

1984

Площадь Свердлова. Метрополь
Площадь Свердлова. Метрополь

1984

Вечернее окно. Черемушки
Вечернее окно. Черемушки

1978

Розовое облако
Розовое облако

1983

Северная деревня
Северная деревня

1974

Осенний вечер
Осенний вечер

1984

Осенний Крым
Осенний Крым

1973

Хмурый день
Хмурый день

1975

Деревенский натюрморт
Деревенский натюрморт

1974

Пейзаж с красной крышей
Пейзаж с красной крышей

1972

Паруса
Паруса

1983

Гурзуф. На море пасмурно
Гурзуф. На море пасмурно

1983

Крым. Солнце заходит
Крым. Солнце заходит

1976

Ялта
Ялта

1973

Сирень с дымковской игрушкой
Сирень с дымковской игрушкой

1970

Ленинград. У театрального мостика
Ленинград. У театрального мостика

1974

Салют победы
Салют победы

1984